“Мелодия слов Спасителя”

23 марта в Мариинском театре состоялась третяя лекция председателя Совета по культуре Санкт-Петребургской епархии иерея Илии Макарова “Мелодия слов Спасителя” из цикла “Сакральная музыка русской культуры”. Ведущий рассказал зрителям о том, как Христос говорит с человеком через музыку. Музыкальным сопровождением лекции стало выступление струнного квартета FUMO ROSSO и Анны Писаревой (сопрано).

“Семь слов Спасителя на Кресте — именно с этого начинается музыкальный язык Бога. И несмотря на то, что была и другая музыка: на Отче наш, Заповеди блаженств  и другие слова из Евангелия,  именно Распятие послужило основой философского музыкального осмысления всего, что говорит Бог людям”, — отметил ведущий.

Все композиторы писали божественную музыку по-своему: у Ллойд-Уэбера не обоснованная претензия Иуды в адрес Христа: “Для чего все это было? Бессмысленно”!

В музыке Рубинштейна хотя и нет сцены воскресения, но есть проповедь апостолов — как логическое продолжение спасительной жертвы Христа.

 

Духовная опера Антона Рубинштейна слишком светская для церковного пространства, но и слишком религиозна для концертной сцены. Это произведение — не просто музыкальная иллюстрация Евангелия, но и концептуальное творение — философские размышление  композитора об исторической соотнесенности личности и общества.

“Мессия” Генделя или “Царь Иудейский” Глазунова — это  попытки дать музыкальную интерпретацию именно Евангельского Христа. А у русских композиторов музыкальный образ Христа (выраженный в Его словах из Евангелия) основан на церковной интонации. В отличие от зарубежных авторов протестантской или католической традиции, у отечественных композиторов меньше оригинального философского подхода. 

Таким образом, музыка — это особый язык общения Бога с этим миром. Выдающиеся композиторы заключили евангельские слова Спасителя в симфоническое звучание. Буквальный запад и образный восток соединились в музыкальном исповедании единого Господа.

 

В программе вечера прозвучали следующие произведения: Семь слов Спасителя на Кресте. Соната VI: Свершилось (И. Гайдн), Тебе поем (С. Рахманинов, переложение для струнного квартета), Увертюра к рок-опере «Иисус Христос — Суперзвезда» (Э. Ллойд-Уэбер), увертюра к духовной опере «Христос» (А. Рубинштейн), Мой крест (М. Малевич, игумения Т. Леушинская), и Учись прощать (М. Малевич). 

 

Следующая лекция иерея Илии Макарова в Мариинском театре состоится 8 апреля. Билеты доступны на сайте театра : https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2020/4/8/5_1930/ 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.